ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР ГОРОДА АЛЛЛАТЫ I

Вознесенский кафедральный собор был возведен в городе Апматы — тогда город Верный — в 1904-   X 1907 гг. по проекту архитекторов Н. П. Нарановича и К. А. Борисоглебского. Однако не только они сделали этот собор настоящим чудом. Строительством храма занимались инженеры Н. И. Степанов и А. П. Зенков. Андрей Павлович Зенков (1863-1936) все силы отдал одной главной для города задаче — сделать сооружения как можно более сейсмоустойчивыми. Верный строился в горах, где землетрясения были частым явлением. Нужно было как-то бороться с разрушениями, которыми заканчивалось каждое движение земной коры. Несколько замечательных инженерных находок легли в основу сооружения собора, дополнив первоначальный проект.

В городе было решено строить преимущественно деревянные здания, так как они оказались более крепкими во время землетрясений. Поэтому и собор возводили из дерева. Для него выбрали тянь-шаньскую ель, древесина которой отличается упругостью.

Здание собора было поставлено на монолитную плиту, а три вида вертикальных свай делали конструкцию сооружения прочной при любом растяжении или сжатии. Они были скреплены не гвоздями, а подвижными скобами, которые и сохраняли целостность здания, обеспечивая некоторое свободное хождение.

Зенков окружил фундамент собора кольцом подземного рва, который отражал поверхностные сейсмические волны. Все эти решения были проверены во время сильного землетрясения1911 г., когда собор остался целым и невредимым. Погнутыми оказались лишь кресты на куполах.

Собор интересен и своим художественным оформлением: узорчатый и радостно расцвеченный, многоглавый, с непохожими ни на какие другие карнизами, множеством лестниц, галерей и переходов. На его колокольне с2001 г. царит колокол Пимен в 100 пудов, отлитый на средства городских жителей.

Иконы собора, такие же праздничные, как и сам храм, написаны художником Н. Г. Хлудовым и киевским мастером А. Чурашко. Полы здания выложены метлахской плиткой, привезенной из Петербурга.

Простоявший 100 лет собор остается заменательным памятником деревянного зодчества и инженерного искусства.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.