КОЛОСС РОДОССКИЙ

После смерти Александра Македонского его сподвижники поделили империю на три отдельные части. Родос достался Антигону, но жители острова не пожелали подчиниться новому правителю, который пришел в ярость и послал своего сына Деметрия разрушить столицу непокорного острова. Однако родосцы с помощью египетского фараона Птолемея смогли отстоять свою независимость.

В честь столь грандиозной победы было решено построить огромную статую бога Солнца — Гелиоса, — покровительствующего Родосу. По преданию, Гелиос оказал оборонявшимся содействие, когда подсказал, как устранить большую осадную машину, ведь именно после потери своего главного орудия Деметрий начал отступать. Автором Колосса был скульптор Харес из Линда, который лично участвовал в защите столицы.

По свидетельству историка Плиния, возводить статую начали в304 г. до н. э., закончены же все работы были спустя 12 лет. Площадкой, на которой установили Колосса, стал специально насыпанный у входа в гавань холм. Вокруг статуи сделали земляную насыпь, которая поднималась вместе со скульптурой и преследовала две цели: статую до поры до времени не могли видеть любопытствующие, а кроме того, стоя на ней, мастера поэтапно трудились над своим творением, которое в итоге достигло36 мв высоту.

Харес возвел Колосса в чисто греческом стиле. Классическая версия описания выглядит следующим образом: высокий стройный юноша возвышался над гаванью, одной ногой опираясь на мраморный постамент на одном берегу, а второй — наступая на возвышение на другом берегу. На его голову был надет венец с расходящимися лучами. Статуя стояла немного отклонившись назад, как будто бы напряженно всматриваясь вдаль. В вытянутой правой руке юноша держал факел, а опущенная левая сжимала лук, за спиной у него висел колчан со стрелами.

Впрочем, есть и другая, более современная версия, в соответствии с которой Колосс представлял собой полуобнаженного молодого человека. На его голову был надет венец, представлявший собой расходящиеся лучи солнца, взгляд его был направлен вдаль, правая рука прикрывала глаза, а левая придерживала спадающее одеяние.

На самом деле нет никаких свидетельств, что Колосс стоял над гаванью, как его изображают на картинах. Это было невозможно и чисто эстетически, и технически. В таком допущении сыграла свою роль буйная фантазия потомков. Скорее всего статуя стояла на высоком пьедестале на одном из берегов.

Скульптуру, в основе которой был металлический каркас, обвешанный бронзовыми пластинами, разместили на трех огромных каменных колоннах (такая же конструкция у статуи Свободы в США, ее иногда называют Новым Колоссом). Пилон Византийский утверждал, что на сооружение статуи было затрачено 15 т бронзы и 9 т железа. По некоторым сведениям, Колосс в основном был сделан из глины, которую налепили на металлический каркас и покрыли бронзовыми пластинами. Эта версия выглядит довольно правдоподобно, поскольку сложно представить, чтобы статуя таких размеров могла выдерживать собственный вес, будучи вся сконструирована из металла.

Харес умер, не увидев результата своего труда. По одной версии, когда статуя была почти готова, скульптор обнаружил в конструкции небольшую трещину, его замучила совесть, и он покончил с собой. По другой — он не рассчитал размеры Колосса, что повлекло большие расходы. В конце концов он разорился и совершил самоубийство.

Величественный памятник Гелиосу горделиво возвышался над гаванью, вызывая у людей, прибывающих на кораблях, чувство благоговения. По утрам золотистые лучи восходящего солнца отражались от полированных бронзовых пластин, и Колосс в эти минуты напоминал того, кому был посвящен.

Мощнейшее землетрясение после220 г. до н. э. не только разрушило Родос, но и повалило Колосса. Его ноги, сделанные из глины, от толчков просто надломились в коленях. Отсюда и пошло выражение колосс на глиняных ногах.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.