ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ

Древний город Гали-карнас основали греческие поселенцы примерно в VIII в. до н. э. Сейчас это маленький портовый городок Бодрум на территории Турции. По свидетельству древнеримского архитектора Витрувия, местоположение этого населенного пункта было очень удобным и напоминало круглую сцену. Возле городской пристани находилась площадь, в центре которой возвышался мавзолей, признанный еще одним чудом света за небывалую красоту и великолепие.

Расцвет города пришелся на 377-352 гг. до н. э. на время царствования прекрасного дипломата и умелого военачальника Мавсола. Он не только фактически сделал город независимым от персидского владычества, но и завоевал юго-восточную часть Малой Азии.

Впрочем, исторические источники указывают на то, что Мавсол руководил железной рукой, отличаясь жестокостью, а огромные богатства он скопил, облагая налогами все, например даже волосы.

Когда Мавсол скончался, на трон взошла его жена Артемиссия II, которая правила до348 г. до н. э. Как писал римский историк Авл Гелий: Царица питала к своему супругу необыкновенную любовь, не поддающуюся описанию. Его смерть стала для нее настоящим ударом, она пролила немало слез. После пышных похорон царица повелела превратить кости мужа в прах и, смешав его с благовониями и водой, выпила эту смесь, чтобы таким образом стать ему живым памятником.

Во имя своей страстной любви и для увековечивания памяти супруга Артемиссия продолжила строительство в Галикарнасе великолепного мавзолея, поражавшего современников своей роскошью и начатый еще Мавсолом. Она объявила большую награду тому, кто напишет о мавзолее песнь. На призыв откликнулись многие талантливые поэты.

Архитекторами мраморного чуда были Пифей и Сатир, идеи которых реализовывали в мавзолее известнейшие художники и скульпторы.

Основанием для памятника стал облицованный проконесским мрамором пьедестал, сложенный из необожженного кирпича, а под всем сооружением находился массивный фундамент. Жители Галикарнаса и все приезжающие удивлялись размерам мавзолея, немалым расходам на его строительство и высокому мастерству и изяществу художественного оформления.

Чего только стоит фриз Амазономахия, изображающий битву эллинов с амазонками, который шел по верху первого этажа. Скульптором был знаменитый Скопас.

Размеры огромного пьедестала впечатляли: длина -42,3 м, ширина18.9 м, высота -11,1 м. На нем располагался храм-гробница, который окружали 36 колонн. Они поддерживали пирамидальную крышу с 24 ступенями.

Высота мавзолея составляла46 м, что практически соответствует высоте пятнадцатиэтажного дома.

Царица скончалась до того, как памятник был завершен. Простоял мавзолей до XV в., когда его разрушило мощное землетрясение. Потом родосские рыцари использовали камни для строительства крепости.

В XIX в. были проведены археологические раскопки, в результате которых нашли остатки мавзолея, хранящиеся сейчас в Галикарнасском зале Британского музея.

 

 

 

Читайте так же:

Комментарии запрещены.