ТИКАЛЬ (ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ МАЙЯ)

24.04.2017 Выкл. Автор admin

Это был самый большой город индейцев майя на территории Гватемалы. Впрочем, красивое название Тикаль (Место, где слышны голоса духов) ученые дали городу со слов местных индейцев. Настоящее название скорее всего так и останется неизвестным. Есть предположения, что раньше Тикаль называли Холмами Ягуара.

Еще в начале XIX в. город был скрыт густыми зарослями джунглей. Только в1848 г. на Тикаль случайно вышли сборщики растения чикле, а к исследованию приступили в конце XIX в.

Серьезное изучение памятника древней цивилизации начали в1956 г., когда исследователи музея Пенсильванского университета (США) начали Археологический проект Тикаль. Вскоре мировое научное сообщество из публикаций исследователей получило возможность узнать о находках, сделанных в Тикале. Это были храмы, дворцы, включая один с пятью этажами, стелы с рельефами и надписями, алтари, уникальные произведения прикладного искусства.

Сейчас территория древнего города входит в состав Национального парка Гватемалы, который, в свою очередь, составляет Биосферный заповедник майя. Национальный парк Тикаль, находящийся на севере Гватемалы, сформирован в1979 г., а открыт в1990 г.

Площадь Тикаля равна 16 000 кв. км, на которых построены примерно 3000 различных сооружений. По свидетельству ученых, первые поселения индейцев майя на территории современной Гватемалы появились в VII в. до н. э.

Расцвет города пришелся на 600-800 гг., и его население в это время достигло 70 000-100 000 человек. По оценкам других ученых, эта цифра была меньше — 10 000-45 000 жителей.

Проектировали древний город с учетом не только с рельефа местности и природных особенностей, но и в соответствии с новой моделью мира, в которую входили мир живых и мир мертвых. Первый, по мнению индейцев, был похож на четырехугольник с четырьмя мировыми древами по углам. Наверное, по этой причине сооружения в Тикале, как правило, собраны по четыре вокруг двориков или площадок.

Основные здания были размещены вокруг Большой площади, Западной площади, Восточной площади и площади Семи храмов. Возле площадей находятся основные строения города: храмы Жреца-Ягуара, Двуглавого змея, Прекрасного рельефа, Надписей, комплекс Мундо Пердидо (Затерянный мир).

Ключевые сооружения окружают Большую площадь, которую раньше покрывал слой глины, а теперь она заросла травой. Раскопки позволили установить наличие четырех уровней покрытия, относящихся к 150-700 гг. н. э.

На западе и востоке от площади стоят пирамиды с храмами на вершинах, которые в туристических путеводителях обозначены как храм Гигантского Ягуара и храм Масок.

Высота пирамид небольшая — 44 и38 м, но, несмотря на это, от столь внушительных сооружений веет древностью, и они производят сильное впечатление, причем у граней пирамиды довольно большой угол наклона, поэтому подняться наверх непросто, а спуститься еще сложнее, ведь ступеньку, на которую нужно наступать, не видно.

На юге Большой площади находится Центральный акрополь, т. е. платформа, на которой расположен ряд построек. В городе обнаружено три акрополя — Северный, Центральный и Южный. Однако у исследователей разные мнения насчет их предназначения. Одни говорят, что строения использовали для проведения религиозных ритуалов, другие утверждают, что это административные здания, третьи считают их дворцовыми комплексами, где жили правители с многочисленными придворными.

По представлениям древних майя, на севере находились места, откуда они пришли, и туда отправлялись души умерших. В северной части Тикаля нередко встречаются своеобразные стадионы для игры в мяч. Как правило, это длинная и узкая аллея, огороженная с двух сторон невысокими каменными сооружениями.

Игра в мяч была скорее ритуальным действием, чем просто развлечением. По мнению ученых, полет каучукового мяча символизировал движение солнца или звезд, тогда как команды игроков олицетворяли борьбу дня и ночи, богов Неба и Подземного мира (Царства смерти).

Ход игры был похож на современный футбол. Участники по очереди подавали мяч, стараясь забить его в маленькое вертикально расположенное кольцо, не давая сопернику перехватить инициативу. Размер кольца лишь немного превышал диаметр мяча, причем последнего можно было касаться только бедрами, локтями и ягодицами.

Выигрывал тот, кто набирал достаточное количество очков, или тот, кто смог пробросить мяч сквозь кольцо. Игра часто заканчивалась отрубанием головы капитану проигравшей команды, что, вероятно, связано с культом плодородия.